Несостоятельность некоторых теорий
Рассмотрим заблуждения тех, кто выступает против прощения обидчика, как средства избавления от обиды и освобождения себя от тяжкого груза негативного эмоционального состояния.
Утверждение, что прощают слабые, несостоятельно. Исследования, проведенные по данному вопросу, говорят о том, что люди, легко прощающие обиды, отличаются самоуважением, внутренним согласием, гармоничностью. Они в меньшей мере подвержены депрессивным состояниям и напряжению, чем те, кому тяжело простить обидчика.
Христианские проповедники утверждают, что легче прощают те, кто прост сердцем. Здесь имеется в виду простота внутренней ясности, о которой в старину говорили: «Простота да чистота – половина спасенья».
Возможно, многие не видят разницы между истинным прощением и псевдопрощением. Поясним на примере.
Супруга узнала о неверности мужа. По рекомендации психолога, она согласна простить измену. Она не устраивает скандалы, ведет себя спокойно, но холодно, подчеркивая свое моральное превосходство. «Я простила, но не в состоянии забыть,» — говорит она, подразумевая: «Я никогда не прощу».
Прощение путают с примирением или помилованием. Например, суд или какая-либо другая инстанция, выносит решение о невиновности индивида или склоняет к примирению. Нужно понимать, что процесс прощения обидчика – это личная реакция обиженного, и она не может зависеть ни от каких посредников.
Прощение не предполагает и нравственной слепоты: обиженный не игнорирует обиду, и может потребовать должного наказания. Прежние отношения с обидчиком могут быть восстановлены только тогда, когда бывшая жертва почувствует безопасность.
Далее будут рассмотрены ступени процесса прощения.
Однако нужно отметить, что практика православия, «организационные возможности прощения» — обряды Прощенного воскресения, да и исповеди, говорят о том, что когнитивный и эмоциональный анализ, который проводится в психологии, не всегда необходим для данного процесса и освобождения от тяжкого груза обиды.