Как говорил Будда, корнем всякого страдания является невежество, а корень невежества – привычка ума отвлекаться. Наш ум отнимает нашу свободу, поскольку очень многое в нем происходит автоматически.
Быть в моменте, здесь и сейчас – это значит лишить ум его власти, стать наблюдателем, лучше понимать свои психологические механизмы – управляющие нами автоматические реакции.
Чтобы стать внимательным, нужно каждый день прилагать небольшое усилие. И самое главное, помнить о нем.
Неутомимый искатель истины философ и мистик Г.И. Гурджиев считает, что практику внимательности нужно начинать с обращения к своему телу.
Например, проснувшись утром, нужно концентрировать внимание и замечать ощущения в каждом его участке, начиная с кончиков стопы и заканчивая затылком. Приблизительно по одной минуте уделять лодыжкам и коленям, бедрам и ягодицам, гениталиям и животу, груди, предплечьям и плечам, локтям, ладоням и пальцам, шее, лицу, затылку.
Днем, идя на работу, находясь на улице или в офисе, стараться замечать как можно чаще, каковы мы и каков мир вокруг нас. Назовем это самонаблюдением.
Чувствование тела утром и в течение дня позволяет отвлечь ум, посылать энергию в тело, тем самым питать его, подготовиться к другим упражнениям внимательности. Создается так называемый «якорь», который удерживает человека в настоящем.
Следующим таким «якорем» будет пропевание про себя короткой молитвы или мантры. Сосредоточив внимание на мантре, мы также не даем уму чувствовать себя хозяином положения.
И третье – медитативные практики. Медитация – это ряд упражнений для достижения особого психического состояния, обретения спокойствия ума и тела при полной осознанности и внимательности. Иными словами, это раслабленная сосредоточенность. Медитацию лучше осваивать под руководством мастера, несмотря на то, что в интернете сейчас можно увидеть множество техник, которые интересны и доступны.
Конечно, постоянно выполнять все перечисленное трудно. Особенно тяжело быть в моменте, если человек занимается интеллектуальным трудом или разговаривает с кем-то. Но, даже выполняя упражнения периодически, можно научиться сохранять некоторую долю присутствия в любой деятельности.
Большой эффект в развитиии внимательности дает групповая работа, которая проводится во многих психологических центрах.
Следует понимать, что если наше внимание ускользало от нас двадцать, тридцать, сорок, пятьдесят лет, то обрести внимательность очень быстро не получится.
Но по мере практики чувствования, смотрения и слушания во время любой деятельности, мастерство присутствия будет совершенствоваться, внутренний наблюдатель позволит отделить часть сознания от прочей работы психики, появится внимательность.
И тогда обусловленность восприятий и ограниченность привычной жизни будет преобразована в жизнь разумную, и человек начнет понимать, чем он является, а чем нет на самом деле.
2 комментария